На основании Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте» и Указа Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 года № 2272 «О присоединении Республики Казахстан к Европейскому Соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, (ЕСТР) 1970 года» в Республике Казахстан были разработаны «Правила организации труда и отдыха водителей, а также применения тахографов» (далее Правила») утверждены приказом исполняющего обязанности министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1288.
Правила определили порядок организации труда и отдыха водителей, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров и грузов с учетом применения тахографов на автотранспортных средствах, подлежащих оборудованию данными устройствами с целью реализации механизма контроля за режимом труда и отдыха водителей для усиления контроля по соблюдению максимальной длительности нахождения за рулём течение суток с целью предотвращения их переутомления, снижения риска аварийности, дополнительного обеспечения безопасности дорожного движения.
Наличие действующей карточки водителя при осуществлении регулярных международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, используемая для идентификации личности водителя и хранения соответствующих данных о периодах работы и отдыха водителя при управлении транспортным средством – первостепенная ответственность водителя, либо предприятия, которое его привлекает для работы. Именно использование действующей карточки водителя в цифровых тахографах позволяет сформировать необходимую информацию о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств – такая регистрируемая и хранящаяся в энергонезависимой памяти как электронного (цифрового) тахографа, так и карточки водителя информация содержит данные о держателе карточки водителя, номере карточки водителя, периодах работы и отдыха водителя, пройденном расстоянии, скоростном режиме, периодах его труда и отдыха.
Своевременное определение просроченных, либо утративших свою правоприменимость по иным причинам (аннулированных), карточек водителя – один из важных элементов контроля за усилением безопасности на автомобильном транспорте, приводящих к уменьшению рисков дорожно-транспортных происшествий на длительном пути следования, в особенности - при международных перевозках.
Применение современных технологий быстрого отклика и гибких, безопасных интеграций с системами хранения информации позволяют оперативно и безошибочно идентифицировать актуальный статус выпущенных и аннулированных карточек цифрового тахографа. Использования интегрированных QR-кодов для системы цифровой технографии поддержана Европейской Экономической Комиссией ООН (ЕЭК ООН), согласована Генеральным Директоратом Объединенного Исследовательского Центра Европейской Комиссии, утверждена Министерством Транспорта Республики Казахстан.
QR-код, графически нанесённый на поверхность карты, позволяет оперативно и безошибочно получить требуемую подтверждающую контрольную информацию при его сканировании камерой мобильного устройства. Полученные данные (тип карты, номер карты, номер водительского удостоверения (для карт водителя), срок действия карты, статус действия карты (действительна/аннулирована) дают возможность провести оперативную сверку данных в полевых условиях при реализации контрольных функций на транспорте. Данные обезличены в контексте условий предоставления персональной информации.